Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАНЕРА GLS-1500 ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИНЖЕНЕРНОГЕОДЕЗИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ АВТОДОРОГ


https://doi.org/10.25296/1997-8650-2019-13-2-26-34

Полный текст:


Аннотация

Аннотация: современные геодезические технологии позволяют оперативно получать актуальные геопространственные данные, обладающие высокой точностью и надежностью. Одной из таких технологий является наземное лазерное сканирование. В настоящее время эта технология активно применяется при выполнении инженерно-геодезических изысканий автомобильных дорог. При этом используются приборы и программное обеспечение разных фирм, отличающиеся своими точностными характеристиками и функциональными возможностями. В статье рассматривается опыт использования наземного лазерного сканера GLS-1500 фирмы TOPCON и программы обработки данных наземного лазерного сканирования ScanMaster при производстве инженерно-геодезических изысканий с целью ремонта девяти участков федеральной автомобильной дороги Р-256 «Чуйский тракт» общей протяженностью более 100 км. Описаны применявшиеся варианты регистрации данных сканирования, указаны особенности их использования в зависимости от наличия съемочного обоснования на объекте. Рассмотрен порядок обработки результатов наземного лазерного сканирования с использованием программы ScanMaster. По результатам выполнения полевых работ по наземному лазерному сканированию девяти участков автодороги Р-256 выполнена оценка временных затрат и точности получения данных сканирования. Описана методика оценки времени, затраченного на производство работ по сканированию. Рассмотрен вопрос оценки точности получения данных сканирования в программе ScanMaster. Отмечено, что точность привязки, следовательно, и точность внешнего ориентирования сканов можно оценить по разностям между вычисленными средствами программы ScanMaster значениями координат марок, которые были отсканированы на точке стояния прибора, с их заданными значениями, полученными из уравнивания съемочного обоснования. В заключении сделан вывод о том, что оптимальным по затратам времени и точности методом сканирования прибором GLS-1500 является геодезическая привязка сканов обратной линейно-угловой засечкой по двум точкам съемочного обоснования.


Об авторе

Б. Ф. Азаров
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Россия

Азаров Борис Федотович

Заместитель заведующего кафедрой основания, фундаменты, инженерная геология и геодезия строительно-технологического факультета 

к.т.н., доцент



Список литературы

1. Азаров Б.Ф., 2017. Методика оценки объемов выполненных работ при ремонте автодорог с применением технологии наземного лазерного сканирования. Ползуновский вестник, № 1, с. 51–55.

2. Азаров Б.Ф., 2016. К вопросу о методике контроля точности регистрации сканерных станций при выполнении инженерногеодезических изысканий автодорог. Ползуновский вестник, № 4, Том 2, с. 125–128.

3. Азаров Б.Ф., 2016. Оценка временных затрат при выполнении инженерно-геодезических изысканий с использованием наземного лазерного сканирования на участках Чуйского тракта 880–893, 931–942 км, Ползуновский альманах, № 1, с. 5–8.

4. Алексеенко Н.Н., Кузьменко К.В., 2015. Лазерное сканирование: отсутствие национального стандарта тормозит внедрение перспективной технологии. Вестник инженерных изысканий, № 10–11(19), с. 6–10.

5. Вяткина Е.И., 2016. Оценка временных затрат при выполнении инженерно-геодезических изысканий с использованием наземного лазерного сканирования на участках Чуйского тракта 698–703+250, 706–718 км. Ползуновский альманах, № 1, с. 72–75.

6. Вяткина Л.И., Мурадова Г.И., 2016. Оценка временных затрат при выполнении инженерно-геодезических изысканий с использованием наземного лазерного сканирования на участке Чуйского тракта 625–631 км. Ползуновский альманах, № 1, с. 76–79.

7. Камнев И.С., 2017. Исследование технологии лазерного сканирования при инженерно-геодезических изысканиях для ремонта автодороги. Вестник СГУГиТ, Том 22, № 2, с. 67–77.

8. Карпик А.П., Никитин А.В., 2016. Информационная система построения инфраструктуры пространственных данных для автомобильных и железных дорог. Вестник СГУГиТ, Вып. 4(36), с. 7–15.

9. Морозов И.В., 2016. О топографической съемке крупного масштаба методом наземного лазерного сканирования. Геопрофи, № 2, с. 40–45.

10. Середович В.А., Камнев И.С., 2015. Обоснование возможности использования лазерного сканирования в инженерных изысканиях линейных сооружений. Интерэкспо ГЕО-Сибирь, Материалы Международной научной конференции, Новосибирск, 2015, № 2, с. 153–156.

11. Середович В.А., Комиссаров А.В., Комиссаров Д.В., Широкова Т.А., 2009. Наземное лазерное сканирование. Изд-во СГГА, Новосибирск.

12. Каранеева А.Д., Старостина О.В., Панасенко Е.А., 2013. Применение лазерного сканирования при инженерно-геодезических изысканиях. Кадастр недвижимости и мониторинг природных ресурсов, Материалы Международной научно-технической интернет-конференции, URL:http://kadastr.org/conf/2013/pub/infoteh/lazer-skan-izyskan.htm (дата обращения: 20.03.2019).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Азаров Б.Ф. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАНЕРА GLS-1500 ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИНЖЕНЕРНОГЕОДЕЗИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ АВТОДОРОГ. Инженерные изыскания. 2019;13(2):26-34. https://doi.org/10.25296/1997-8650-2019-13-2-26-34

For citation: Azarov B.F. EXPERIENCE OF USING GLS-1500 SCANNER IN ENGINEERING-GEODETIC SURVEYING OF ROADS. Engineering survey. 2019;13(2):26-34. (In Russ.) https://doi.org/10.25296/1997-8650-2019-13-2-26-34

Просмотров: 9

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1997-8650 (Print)
ISSN 2587-8255 (Online)